Слышу краем сознания о всяких странных событиях, связанных с церковью, вроде переписывания сказок Пушкина, и кипеж, возникающий на этой почве, когда в православных летят далеко не только тапки.
Церковь после десятилетий разрухи испытывает дефицит в высокообразованных, по-настоящему духовных людях, и во многом сосредоточена на строительстве (в прямом досочно-кирпичном плане) разрушенного имущества, я много раз натыкалась на свидетельства, что священнику приходится заниматься не своими прямыми обязанностями, а становиться профессиональным строителем-прорабом. Открылось множество монастырей и храмов, при том что советскую эпоху пережило менее трети духовенства. Поэтому рукополагали нередко людей, которые умели только провести богослужение.
Чего же удивляться многочисленным переклинам и глюкам.
Вопрос не в этом.
Главный вопрос в том, что такое церковь. По учению Святых Отцов, церковь двояка - с одной стороны, она организация, объединяющая носителей одной веры. Это внешняя сторона, и как всякая организация, она несет в себе болезни каждого из её членов.
Небольшое отступление о членах - приблизительно 80% россиян считают себя православными. Примерно 1% из них может осознанно ответить на вопросы о своей вере, постоянно участвует в таинствах, и понимает, зачем они нужны. Процесс катехизации желающих креститься только запускается, в 90-е годы крестили всех, церковь переживала огромный наплыв людей, рвущихся во вдруг ставшую доступной ранее запретную организацию, без какого-либо понимания, зачем им это надо.
Поэтому члены церкви - все крещеные - от сумасшедшей (нередко в прямом смысле) бабки-кликуши, нападающей на каждого у кого руки в карманах, платка нет итп, до профессора богословия, и те, кто после крещения ни разу в церкви не был, теоретически тоже её часть.
Вряд ли многие члены церкви внимательно следят за тем, какое они производят впечатление на нецерковную среду, а ведь по ним судят о всей церкви.
Кроме того, нельзя исключить, что в церкви как в организации могут встречаться совершено неподобающие служители, и в истории бывало что и патриарха анафематствовали.
Но это одна сторона, нуждающаяся в большой и последовательной работе, и она происходит.
С другой стороны Церковь - тело Христово. По святоотеческому учению это означает, что каждый верующий принадлежит Церкви в той степени, в которой его душа стремится к Богу, и в которой он работает над собой. И в этой Церкви нет ни лжи, ни лицемерия, ни страха, ни глупости, ни скандалов, ни грязи, ни смерти. Есть таинство общения человека и Создателя мира, когда ты стоишь перед Тайной, и видишь в полумраке храма тот же ослепительный свет, которым пронизан осенний лес, которым движутся реки, которым горят звёзды.
С Богом, вошедшим в нашу человеческую историю, входящим в общение с каждым, кто хочет слышать. С Создателем нового неба и новой земли. И рядом стоят не просто граждане, соседи по толкотне и суете, а бессмертные души, пришедшие петь самому прекрасному из всего, что есть.
Внешнее скандалит с внешним, пусть. Внутреннее стоит и молится за каждого из людей. Погаси пламя страстей моих.
Дискутировать не буду, выразила свои мысли, существующие на данный момент. Пусть висят.